среда, 5 декабря 2007 г.

Мусор в голове: SOA, ERP, ESB, OSS, КЫГЫР, ЫЙЦУК...

Пару дней в свободное от работы время думал/читал над вопросом автоматизации бизнес процессов с реальной целью применить это на практике. Пока конкретной задачи небыло, просто нужна система, желательно состоящая из модулей, поведение подулей описывается сценарием и нужны какие-нибудь контракты для общения модулей, кроме этого клиенты - веб-браузеры, и звучало что-то на счет что бы как OSS/BSS...

OSS - это как бы направление куда копать ну и кроме того, это немного касается моей текущей работы. Немного погуглив я получил целую кучу подобных аббревиатур: SOA, BPM, ESB, ERP, etc. Почитав об этом всем, решил немного разгребти кучу мусора, которая сейчас образовалась в голове и немного структурировать ее. Поэтому постараюсь описать то, что я понял. Все немного прояснилось, после прочтения статьи Just One More Article About SOA and BPM.

Зачем я хочу разобраться в нагромождении этих аббревиатур? Помимо простого любопытства, я вижу 3 причины:


  • Во-первых, понять, к чему были сказанны слова об OSS/BSS.
  • Во-вторых, я понятия не имею о бизнес процессах, следовательно, нужно узнать, что уже сделанно в этом направлении, какие архитектуры и стандарты используются и есть ли смысл писать все с нуля.
  • Третья причина вытекает из второй. Несомненно в области автоматизации бизнес процессов сделанно уже немало. Поэтому нужно как можно безболезненнее начать "сотрудничать" с уже готовыми решениями, что бы не получилась еще одна системка в большом "зоопарке" систем ((с) from Just One More Article About SOA and BPM).

OSS/BSS
Системы поддержки операционных процессов (OSS) наиболее часто упоминаются в контексте телекоммуникационных систем. Они предназначены для управления ресурсами провайдеров телекоммуникационных сервисов (например, мобильные операторы, интернет-провайдеры, телефонные компании) и их сетями. Но, так как другие отрасли тоже нуждаются в подобных системах, OSS постепенно перешли в разряд подсистемм OSS/BSS, где BSS (системы поддержки бизнеса) решает бизнес задачи, такие как получение ордеров, обработка счетов, платежей и т.д. Дополнительно почитать можно здесь и здесь.

Сразу же возникает вопрос зачем это надо? В моем понимании, наличие OSS/BSS вводит модель построения систем в конкретной отрасли, что позволяет более успешно интегрировать системы, расширять и поддерживать их, а так же позволяет использовать заказчику и производителю один и тот же язык общения. Для телекомуникаций такими моделями являются TNM (Telecommunications Management Network) и, более новая модель, разрабатываемая TeleManagement Forum, TOM (Telecoms Operations Map) или eTOM (enhanced Telecom Operations Map). Есть еще программа TeleManagement Forum, направленная на помощь провайдерам телекоммуникационных сервисов в управлении их бизнесом и называемая NGOSS.

это пока все. получилось не очень структурированно и не очень понятно - мусор пока остается мусором. но мне кажется, что OSS - это все таки не совсем то, что мне нужно. не понятно как это использовать практически и в каких масштабах. следующая на очереди SOA и ERP. вот некоторые ссылки по теме:

SOA и Web-сервисы от IBM
Сервис-ориентированная архитектура
Корпоративная сервисная шина - "бюджетный" подход к решению задач интеграции
Бизнес-процессы и XML
Концепция ESB в отрасли телекоммуникаций
С высоты птичьего полета /блог Сергея Орлика/

Комментариев нет: